1. Тест из "нейтральных" и "значимых" вопросов
Этот тест впервые был предложен Марстоном, а позднее, в 20-30 годы, доработан Килером. Он состоит из серии "значимых" и "нейтральных"вопросов. "Нейтральные" вопросы ставят своей задачей установить психологический фон тестирования. Показатели реакции, полученные на "нейтральные" вопросы, сравниваются с таковыми на "значимые". Несмотря на то, что эта методика называется тестом "нейтральных изначимых" вопросов, практически она может включать в себя до 9 различных типов вопросов, в том числе "провоцирующий/значимый", "отвлекающий" и другие вопросы.
Существует два способа компоновки "значимых" и "нейтральных"вопросов.
При первом способе построения теста вопросы чередуются, за "нейтральным" обязательно должен следовать "значимый" и наоборот. Формат теста: Н - П - П - О - Н - 3 - Н - 3 - Н - 3 - О - П - Н, где:
Н - "нейтральный" вопрос
П - "провоцирующий" вопрос
О - "отвлекающий" вопрос
3 - "значимый" вопрос
При втором способе построения теста после одного "нейтрального" могут предъявляться несколько "значимых" вопросов.
Формат теста: Н-П-Н-3-З-Н-З-З-З-З-П-Н
Ниже приводится пример модифицированного теста из "нейтральных" и "значимых" вопросов (в данной трактовке добавлен тест SKY). Все тесты близки к оригиналу. Только для более глубокого понимания методики тестирования проведена замена понятий "релевантный" и "нерелевантный" на "значимый" и "нейтральный".
Тест№1
Этот тест впервые был предложен Марстоном, а позднее, в 20-30 годы, доработан Килером. Он состоит из серии "значимых" и "нейтральных"вопросов. "Нейтральные" вопросы ставят своей задачей установить психологический фон тестирования. Показатели реакции, полученные на "нейтральные" вопросы, сравниваются с таковыми на "значимые". Несмотря на то, что эта методика называется тестом "нейтральных изначимых" вопросов, практически она может включать в себя до 9 различных типов вопросов, в том числе "провоцирующий/значимый", "отвлекающий" и другие вопросы.
Существует два способа компоновки "значимых" и "нейтральных"вопросов.
При первом способе построения теста вопросы чередуются, за "нейтральным" обязательно должен следовать "значимый" и наоборот. Формат теста: Н - П - П - О - Н - 3 - Н - 3 - Н - 3 - О - П - Н, где:
Н - "нейтральный" вопрос
П - "провоцирующий" вопрос
О - "отвлекающий" вопрос
3 - "значимый" вопрос
При втором способе построения теста после одного "нейтрального" могут предъявляться несколько "значимых" вопросов.
Формат теста: Н-П-Н-3-З-Н-З-З-З-З-П-Н
Ниже приводится пример модифицированного теста из "нейтральных" и "значимых" вопросов (в данной трактовке добавлен тест SKY). Все тесты близки к оригиналу. Только для более глубокого понимания методики тестирования проведена замена понятий "релевантный" и "нерелевантный" на "значимый" и "нейтральный".
Тест№1
- Жертвенный вопрос
- Нейтральный вопрос
- Провоцирующий/ значимый
- Отвлекающий вопрос
- Нейтральный вопрос
- Значимый вопрос
- Нейтральный вопрос
- Значимый вопрос
- Нейтральный вопрос
- Значимый вопрос
- Отвлекающий вопрос
- Провоцирующий/значимый
- Провоцирующий вопрос
- "S" -подозрение
- "К"- осведомленность
- "Y" - Вы сделали
Содержание вопроса
- Он называет Вас Боб?
- Мы сейчас находимся в Мичигане?
- Вы намерены правдиво отвечать на все во-просы этого теста?
- Вы боитесь, что я задам Вам вопрос, который мы еще не обсуждали?
- Мы сейчас находимся в Мичигане?
- Что касается исчезнувшего магнитофона, Вызнаете, кто взял его?
- Вы родились во Флориде?
- Что касается исчезнувшего магнитофона, Вызнаете, где он сейчас находится?
- Вы носите спортивный костюм?
- Что касается исчезнувшего магнитофона, это Вы его взяли?
- Вы уверены, что я не буду Вас спрашивать о том, что мы не обсуждали?
- Вы солгали, отвечая на какой-нибудь вопрос данного теста?
- Сегодня понедельник?
- Вы подозреваете, что магнитофон взял кто-то с конкретным именем?
- Вы наверняка знаете, кто взял исчезнувшиймагнитофон?
- Вы сами взяли исчезнувший магнитофон?
Этот набор вопросов в различных соотношениях присутствует как в тесте № 1, так и в рассматриваемом ниже тесте № 2. Первые два вопроса - "нулевые" (жертвенные, бросовые). Третий вопрос относится к "провоцирующим", используется для определения относительного уровня эмоциональной тревожности обследуемого. Четвертый вопрос "отвлекающий" - на выявление степени отвлеченности от основной проблемы, связанной с расследуемым преступлением. С его помощью оператор полиграфа пытается установить: есть ли у подозреваемого источники сильного эмоционального напряжения, выходящие за рамки обследования. Вопросы с пятого по десятый определяют причастность подозреваемого к расследуемому преступлению. В этой части теста"нейтральные" вопросы чередуются со "значимыми". Одиннадцатый вопрос по своему назначению дублирует четвёртый. Но, если в четвертом вопросе выяснялось: "Вы боитесь, что я задам Вам вопрос, который мы не обсуждали?", то в одиннадцатом эта тема звучит так: "Вы уверены, что я не буду Вас спрашивать о том, что мы не обсуждали?". Это как бы проверка возможной реакции на вопрос 4. Если реакция неслучайна, то она подтвердится и на 11-м вопросе. Двенадцатый - "провоцирующий", он определяет относительный эмоциональный уровень обследуемого после первой части теста (вопросы
5 - 10). Вопросы 14 - 16 это часть теста "SKY11. Особое место среди них занимают вопросы 14 и 15, выясняющие, кого именно подозревает в совершении преступления сам обследуемый. По своей направленности они отличаются от 6 предъявления более мягкой формой, в которой выясняется наличие у обследуемого подозрения. Шестой вопрос: "Вы знаете, кто взял...?" можно с одинаковой уверенностью воспринять как обвинительный, так и информационный, т.е. выясняющий знание обследуемым деталей преступления.
К недостаткам этого метода следует отнести объединение в одном тесте вопросов, связанных с субъектом, совершившим преступление, и местом действия. Так, шестым вопросом выясняется "...кто взял...?", а вопросом 8 "...где это сейчас находится...?". Это значительно ослабляет эффективность теста, поскольку нарушается общее правило расположения вопросов по силе эмоционального воздействия (от более слабого к более
сильному). Последние три вопроса (14 - 16) задаются в четко обвинительной форме: "Вы подозреваете...?", "Вы наверняка знаете...?", "Вы сами взяли...?".
В данном тесте все "значимые" вопросы сопоставляются с "нейтральными". Чем более выражена эмоциональная реакция на "значимые" вопросы по сравнению с "нейтральными", тем больше вероятность причастности подозреваемого к расследуемому преступлению.
Но разве можно ожидать иной реакции при сравнении результатов
проверки на 7-Й "нейтральный" вопрос: "Вы родились...?" и 8-Й "значимый": "Что касается исчезнувшего... Вы знаете, где это сейчас находится (или его часть)?".
Грубое нарушение требования к составлению тестов не является продуктом новичка в деле полиграфных проверок. Следует заметить, что американцы вообще довольно свободно обращаются с тестами, иногда значительно меняя их наполнение. Это можно проследить на примере теста № 2, в который вводится "контрольный вопрос". Фельдман рекомендует его на курсах подготовки специалистам полиграфа США.
№ 2
5 - 10). Вопросы 14 - 16 это часть теста "SKY11. Особое место среди них занимают вопросы 14 и 15, выясняющие, кого именно подозревает в совершении преступления сам обследуемый. По своей направленности они отличаются от 6 предъявления более мягкой формой, в которой выясняется наличие у обследуемого подозрения. Шестой вопрос: "Вы знаете, кто взял...?" можно с одинаковой уверенностью воспринять как обвинительный, так и информационный, т.е. выясняющий знание обследуемым деталей преступления.
К недостаткам этого метода следует отнести объединение в одном тесте вопросов, связанных с субъектом, совершившим преступление, и местом действия. Так, шестым вопросом выясняется "...кто взял...?", а вопросом 8 "...где это сейчас находится...?". Это значительно ослабляет эффективность теста, поскольку нарушается общее правило расположения вопросов по силе эмоционального воздействия (от более слабого к более
сильному). Последние три вопроса (14 - 16) задаются в четко обвинительной форме: "Вы подозреваете...?", "Вы наверняка знаете...?", "Вы сами взяли...?".
В данном тесте все "значимые" вопросы сопоставляются с "нейтральными". Чем более выражена эмоциональная реакция на "значимые" вопросы по сравнению с "нейтральными", тем больше вероятность причастности подозреваемого к расследуемому преступлению.
Но разве можно ожидать иной реакции при сравнении результатов
проверки на 7-Й "нейтральный" вопрос: "Вы родились...?" и 8-Й "значимый": "Что касается исчезнувшего... Вы знаете, где это сейчас находится (или его часть)?".
Грубое нарушение требования к составлению тестов не является продуктом новичка в деле полиграфных проверок. Следует заметить, что американцы вообще довольно свободно обращаются с тестами, иногда значительно меняя их наполнение. Это можно проследить на примере теста № 2, в который вводится "контрольный вопрос". Фельдман рекомендует его на курсах подготовки специалистам полиграфа США.
№ 2
- Значимый вопрос
- Нейтральный вопрос
- Значимый вопрос
- Значимый вопрос
- Нейтральный вопрос
- Значимый вопрос
- Нейтральный вопрос
- Контрольный вопрос
- Значимый вопрос
- Нейтральный вопрос
- Нейтральный вопрос
- Нейтральный вопрос
Тест № 2
Содержание вопроса
Содержание вопроса
- Они называют Вас Тихий (кличка)?
- Ваша фамилия Смит?
- Что касается магнитофона, Вы знаете кто его взял?
- Что касается магнитофона, Вы его взяли?
- Мы сейчас находимся в штате Мичиган?
- Что касается магнитофона, Вам известно, где он находится?
- Вы носите спортивный костюм?
- Вы когда-нибудь брали что-нибудь ценное у кого-нибудь, кто Вам доверял?
- Относительно магнитофона, Вам известно, что случилось с ним?
- Вы ответили на все вопросы правдиво?
- Вы солгали при ответе на какой-либо вопрос?
- Мы сейчас находимся в США?
В США, определяя направленность теста, нередко исходят из вопросов, несущих основную смысловую нагрузку. Тесты № 1 и № 2 определяются как тесты из "нейтральных/значимых" вопросов, а при этом включают в себя вопросы из теста "SKY!1, "провоцирующие", "отвлеченные" и контрольные" вопросы.
Так, тест № 2 начинается со "значимого" вопроса (1 – воровская кличка), затем следует "нейтральный" (2). Они войдут в "нулевые вопросы" и их порядок не очень существенен. Хотя более предпочтительно начинать тест с "нейтральных" вопросов, так как факт начала тестирования уже сам по себе вызовет дополнительное эмоциональное напряжение. Затем предъявляют четыре "значимых" вопроса: первые два (3 и 4) подряд, последующие - через "нейтральные" (5 и 7), затем - "контрольный" (8), "Вы когда-нибудь брали что-нибудь ценное у кого-нибудь, кто Вам доверяет"? Во-первых, этот вопрос поставлен не корректно. Вовторых, он рассчитан на интеллектуального подозреваемого, для которого "брали без разрешения" предполагает хищение. Однако определённый круг опрашиваемых может не понять деликатного выражения "брали" и у них будет иная интерпретация содержания вопроса: "Да, у друга брал велосипед съездить в магазин за покупками", и не считается им нарушением этики. Так что такая форма предъявления может нести две взаимоисключающие смысловые нагрузки. "Значимые" вопросы (как и в тесте № 1) затрагивают как место совершения преступления, так и степень участия. Последние три вопроса представлены как "нейтральные". На самом деле, 10 и 11 должны быть отнесены к "провоцирующим". Кроме того, вопрос 10 не очень корректен. Его сложно считать "ней-тральным", т.к. фраза "Вы "ответили на все вопросы правдиво?" может восприниматься как обвинение в том, что подозреваемый был неискренен при тестировании.
Так, тест № 2 начинается со "значимого" вопроса (1 – воровская кличка), затем следует "нейтральный" (2). Они войдут в "нулевые вопросы" и их порядок не очень существенен. Хотя более предпочтительно начинать тест с "нейтральных" вопросов, так как факт начала тестирования уже сам по себе вызовет дополнительное эмоциональное напряжение. Затем предъявляют четыре "значимых" вопроса: первые два (3 и 4) подряд, последующие - через "нейтральные" (5 и 7), затем - "контрольный" (8), "Вы когда-нибудь брали что-нибудь ценное у кого-нибудь, кто Вам доверяет"? Во-первых, этот вопрос поставлен не корректно. Вовторых, он рассчитан на интеллектуального подозреваемого, для которого "брали без разрешения" предполагает хищение. Однако определённый круг опрашиваемых может не понять деликатного выражения "брали" и у них будет иная интерпретация содержания вопроса: "Да, у друга брал велосипед съездить в магазин за покупками", и не считается им нарушением этики. Так что такая форма предъявления может нести две взаимоисключающие смысловые нагрузки. "Значимые" вопросы (как и в тесте № 1) затрагивают как место совершения преступления, так и степень участия. Последние три вопроса представлены как "нейтральные". На самом деле, 10 и 11 должны быть отнесены к "провоцирующим". Кроме того, вопрос 10 не очень корректен. Его сложно считать "ней-тральным", т.к. фраза "Вы "ответили на все вопросы правдиво?" может восприниматься как обвинение в том, что подозреваемый был неискренен при тестировании.