Использование тестов стимуляции при проведении полиграфных проверок
В мировой практике нет единого мнения об эффективности "стимулирующего" теста, что связано с отсутствием однозначных трактовок заключений, нередко исключающих друг друга.Так, Эллосон, Дэвис, Зальцман и Бюрке (1952) отмечали, что в случае применения "стимулирующего" теста в начале обследования информативность показателей реакций в последующих тестах значительно снижается. Густафсон и Орне (1963) так же первоначально утверждали, что информативность показателей реакции не меняется от того, сообщались ли результаты проверки обследуемым лицам или нет, информировали ли их о том, что они уличены во лжи или нет. Но через два года (1965) они уже изменили своё мнение о влиянии теста "стимуляции" на дальнейшую процедуру обследования и доказали, что успешное проведение его увеличивает точность прогноза. Барланд и Раскин (1972), Боган и Барланд (1992) также скептически относились к проблеме влияния теста на выводы специалиста. Утверждение ряда авторов о неэффективности "стимулирующего"теста могло базироваться, в основном, на теоретических воззрениях и отсутствии практических исследований. Особо следует остановиться на работе Сенеса (1978). В основу исследования были положены результаты обработки материалов тридцати реальных раскрытых преступлений по методике "стимулирующего" теста Рейда, который всегда находился на втором месте и включал в себя два этапа:- На первом этапе группа из семи экспертов провела тщательный анализ кривых первого теста. Перед ними была поставлена задача: проанализировать каждую кривую и дать заключение - говорит обследуемый правду или лжёт. В отдельных случаях можно было дать заключение о"неопределённости" реакций.- На втором этапе, который проводился через 30 дней, экспертам для анализа были предложены кривые, полученные сразу же после теста "стимуляции"- При этом они не знали не только результаты ранее сделанных заключений, но и проводился ли он вообще. Сопоставление заключений, полученных на первом и втором этапах, показали, что если вначале точность прогноза составляла в среднем 55,7%, то после теста "стимуляции" она выросла на 28,2% и почти достигла 84% Ошибка оценки лживости или правдивости субъектов на первом этапе составляла 13,3%, на втором - 9%. Неопределённость заключения, когда эксперт не мог принять решения, говорит ли обследуемый правду или лжёт, снизилась после проведения теста "стимуляции" с 20,5 до 34,3%. Таким образом, исследования Сенеса подтвердили эффективность использования этого теста. Об этом же говорится и в исследованиях ряда других авторов (Матте, Редос 1989), проведённых по материалам 122 реально раскрытых преступлений. Влияние теста "стимуляции" на результаты прогноза анализировались: - в классическом варианте, предложенном Рейдом, когда тест находился на втором месте, - в случаях, если "стимулирующий" тест находился на первом месте, то есть предшествовал проведению "основных" тестов. Динамика информативных признаков физиологических реакций до и после стимуляции рассматривалась на: - кривой дыхания, - кривой кожной реакции, - кривой кардиографических записей, по три признака с каждого канала.Следовательно, три кривые при оптимальных условиях могли дать 9 информационных показателей. Но реально какие-то из них, не несущие достоверной информации, исключаются из комплекса обрабатываемых признаков. В настоящее время основная масса специалистов полиграфа США, несмотря на некоторые противоречия в оценке эффективности теста "стимуляции", регулярно используют его в своей практике. Проведение теста "стимуляции" первым или вторым определяется поставленной задачей. Сравнивая кривые при проведении теста первым с кривыми последующих тестов, можно легко определить "успокоился" или нет опрашиваемый субъект, так как не чувствует за собой вины и поверил в непогрешимость процедуры. Если тест проводится вторым, то по кривым, полученным после его проведения, можно судить о характере реагирования обследуемого на саму процедуру тестирования. "Стимулирующий" тест, наряду с тестами "зон сравнения" и рядом других, используется в армии США в полиграфных обследованиях с 1966 года. В 1967 году Декер, директор школы подготовки специалистов полиграфа в армии США, проводил сравнительные испытания теста "стимуляции", который предъявлялся на первой или второй позиции. Он пришёл к выводу, что при эффективной "предтестовой" беседе номер места не влияет на достоверность результатов полиграфных проверок. Если же предварительная беседа проведена плохо, то "стимулирующий" тест следует предъявлять первым. Армия США была вынуждена отказаться от классического варианта теста "известного решения" из-за критики в их адрес по поводу не совсем корректных методов (меченых карт, подбором цифр и других приёмов обмана обследуемого). Тест стимуляции в полиграфной школе армии США стали называть тестом "высшего напряжения". Теперь при его проведении обследуемый открыто выбирает число, а, следовательно, оно заранее известно специалисту полиграфа. Рассмотрим один из вариантов проведения теста "стимуляции" поМатте. Обследуемому лицу сообщают, что с целью настройки полиграфа будет проведён специальный тест. Ему предлагается ряд из пяти цифр, например от 3-х до 7, он должен выбрать одну и крупно написать ее фломастером на листе бумаги. Для более четкого закрепления в памяти выбранной цифры, процедура повторяется, но теперь она записывается уже другой рукой. Затем листок бумаги помещается перед испытуемым на стене на уровне глаз. При предъявлении "цифрового" теста испытуемый должен отрицать выбранное число. Порядок предъявления цифр всегда стандартный: выбранное число находится в середине ряда. Например, число "6". Тест может иметь ряд: 3, 4, 6, 5, 7. По своей структуре он полностью копирует тест "пика напряжения известного решения" с той лишь разницей, что "значимый" вопрос известен не только специалисту полиграфа, но и обследуемому. Если испытуемый проявляет повышенное напряжение при тестировании, то количество предъявляемых стимулов может быть увеличено до семи. Во всех вариантах сохраняется общая закономерность - "значимый" вопрос должен находиться в середине ряда:3,4,5,6,7,8,9.- "Стимулирующий" тест зачитывается однократно.- Всегда используется тест "известного решения".- Правила обработки такие же, как при тесте "пика напряжения".- Вопрос должен быть чётким и понятным. Например:- "Число, которое Вы написали - три?"- "Вы написали число четыре?" и т.д. Начинать можно и по другому:- "Касаемо числа, которое Вы написали":- "Вы написали число три?"- "Вы написали число четыре?" Или:- "Сейчас я буду задавать вопросы, перечисляя все цифры теста, и то, которое вы записали. На все мои вопросы вы должны отвечать "нет", даже если я назову то число, которое вы написали"- Далее предъявляются вопросы:- "Вы написали число три?"- "Вы написали число четыре?" и так далее. Меняется "подготовительный" вопрос, вводящий тестируемого в процедуру опроса, а содержание остаётся тем же. В то же время Барланд (1978) предлагает использовать "слепой цифровой стимулирующий тест" ("неизвестного решения"), который может быть предъявлен неоднократно, и проводится, как правило, вторым. Испытуемому даётся задание выбрать число от 2 до 6, но не называть его оператору. Специалист полиграфа поворачивается спиной к обследуемому и просит его на листе бумаги написать эту цифру, сложить листок пополам и положить его себе под бедро на кресло. Повернувшись снова лицом к обследуемому, специалист объясняет ему, что тот должен на все вопросы при предъявлении им цифр, отвечать отрицательно, включая и записанную цифру. Кроме этого, опрашиваемому субъекту поясняется, что тест будет проводиться дважды: в первый раз цифры называются по порядку, а во второй - в произвольной форме. "Что касается того числа, которое Вы только что записали на листе, лежащем под Вашей ногой:Первый раз- Вы написали число 1 ? - нулевой (жертвенный) вопрос- Вы написали число 2? - Вы написали число 3 ? - Вы написали число 4?- Вы написали число 5?- Вы написали число 6? Второй раз- Вы написали число 1 ? - нулевой вопрос- Вы написали число 6?- Вы написали число 4?- Вы написали число 2?- Вы написали число 5?- Вы написали число 3 ? После двух предъявлений Борланд (1978) предлагает провести третье тестирование, причём обследуемый должен на этот раз правдивоотвечать на все вопросы. В варианте первым ставится число, которое специалист полиграфа определил (на основе двух предыдущих предъявлений) как записанное тестируемым.- Вы выбрали число 4? и так далее. Если последует ответ "Да", то дальнейшее предъявление вопросов прекращается. Оператор просит показать листок с записанной цифрой и сообщает, что полиграф полностью настроен. Это подтверждается определением задуманного числа (данном случае "4").В случае, если специалист ошибся и обследуемый говорит "Нет" -тестирование продолжается. Но второе возможное число ставится на по-следнее место, в данном примере это может быть число 3. Тогда тест проводится так:- Вы выбрали число 4? - (уже получен ответ "нет")- Вы выбрали число 5? - нет- Вы выбрали число 6? - нет- Вы выбрали число 2? - нет На все предъявленные вопросы получены отрицательные ответы, кроме числа 3, которое ещё не предъявлялось. После некоторой паузы подчёркивается, что не случайно не предъявлялся вопрос с цифрой три. Сделано это потому, что полиграф показал: выбрано число 3. При такой технологии тестирования специалист полиграфа имеет возможность предъявить два числа из 5, не боясь ошибиться. Если опрашиваемый даёт положительный ответ на вопрос, который не был определён, то опрос продолжается, как и в предыдущем случае, только последнее предъявление делается стандартно, без упоминания причин помещения цифры на последнюю позицию.Борланд допускает, что возможны случаи, когда обследуемый просит подтвердить правильность определения записанного числа специалистом. Он считает, "что такая ситуация возникает при противодействии опрашиваемого лица процедуре тестирования. Рекомендуется ответить:- "Специалист полиграфа будет рад обсудить результаты испытания после окончания всех тестов". Иногда используют комбинацию "стимулирующих" тестов. Так, Матте предлагает начинать "стимуляцию" с теста "известного решения" и только потом использовать тест "неизвестного решения". Автор обычно применяет их в паре и всегда на первой позиции. Перед тестом "стимуляции" с опрашиваемым лицом обсуждаются вопросы второго теста. После такой беседы обследуемый, как правило, ожидает его предъявления, но вместо этого ему сообщают, что сначала надо провести тест на "чувствительность" с целью определить его реакцию на ложные и правдивые ответы. Для усиления воздействия на тестируемого ему сообщают, что данный прибор фиксирует особенности физиологических реакций симпатической и парасимпатической нервной системы, выявляя активность реагирования их как на правду, так и на ложь. Обычно это вызывает "страх ошибки" у непричастного к преступлению лица, а у причастного - боязнь разоблачения. Иногда перед тестированием опрашиваемому лицу сообщают, что проводимый тест помогает настраивать прибор на установление восприимчивости обследуемого к полиграфной процедуре. В данном случае инстинкт самосохранения человека, совершившего преступление, обязательно сфокусирует внимание на этой информации. В то же время человека, не совершившего преступления, эта проблема не волнует. Тест включает шесть карточек, на которых написаны числа:3,5,8,10,12,15.Матте не рекомендует использовать цифры 7 и 13, так как при тестировании может оказаться, что проверяемый человек суеверен. Процедура проводится по обычному стандарту. Если тест был успешен, то у лица, непричастного к расследуемому преступлению, наблюдается нескрываемая радость: улыбка, восторг. У лица же, совершившего преступление и пытающегося это скрыть,можно наблюдать: "беспокойный взгляд, нервозность, расстройство, частовыражаемое через склонённую голову, подбородок, опущенный на грудь, взгляде пол". | |
Просмотров: 3658 | | |
Всего комментариев: 0 | |