Процессы формирования эмоций вовремя полиграфных проверок

Потребность - исходная форма активности живых существ, состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для существования и развития. Является динамической силой, организующей и направляющей познавательные процессы, воображение и поведение. В норме человек все и всегда делает ради удовлетворения своей потребности. Наличие актуализированной потребности является движущей силой, направленной на решение стоящей перед человеком задачи.

При проведении полиграфных проверок сталкиваются две взаимоисключающие потребности: желание подозреваемого сохранить свободу, уйти от уголовной ответственности и специалиста, которому необходимо установить истину и не дать преступнику избежать наказания. При возникновении потребности и невозможности ее удовлетворения возникают отрицательные эмоции. Причем, величина их тем больше, чем меньше вероятность найти выход из сложившейся ситуации. Антуан де Сент-Экзюпери писал о состоянии одного из летчиков, потерпевшего аварию в горах: "начиная со второго дня больше всего уходило сил на то, чтобы не думать... положение уж было очень безнадежным, чтобы иметь мужество идти, надо было поменьше размышлять о своем положении"(Сент-Экзюпери, "Планета людей", М., 1957, с 104).

Сильные отрицательные эмоции могут подавлять способность человека искать выход из сложившейся ситуации. Анализ многочисленных случаев гибели людей в экстремальных ситуациях показывает, что многие из них просто не сумели найти свой последний, и нередко единственный, шанс выжить. Влияние отрицательных эмоций на функциональное состояние имеет двухфазную зависимость, как, практически, и все физиологические реакции в организме человека. В первой фазе - с ростом отрицательных эмоций - возрастает мобилизация организма для своей защиты. Затем достигается определенный предел, обусловленный функциональными возможностями организма.

При дальнейшем возрастании эмоционального напряжения резко падает адекватность деятельности человека,вплоть до его гибели (А. Моссо, 1887 г.). Поэтому, проводя полиграфные проверки, надо стремиться к тому, чтобы эмоциональное напряжение обследуемого в этот период находилось в оптимальной зоне. Это нужно для того, чтобы не исказить реальный "психофизиологический" ответ на"значимые" вопросы теста. В то же время надо следить, чтобы обследуемый не находился и в полусонном состоянии. Необходимо установление тесного контакта с обследуемым. В предтестовой беседе надо убедить его, что взаимопонимание с вами для него лучше, чем противодействие вам. Чтобы ослабить эмоциональное напряжение у тестируемого, мы должны убедить его в том, что у него есть шанс уменьшить, облегчить те последствия, которые могут наступить вследствие совершенного им преступления.

Таких возможностей немного, но они существуют и их необходимо использовать во время работы в полной мере. Например, если есть хотя бы один шанс обоснованной переквалификации преступления из одной статьи в другую, с меньшим сроком наказания. Не нужно забывать о возможном положительном влиянии на его судьбу чистосердечного признания. Вообще, следует помнить, что человек должен иметь хотя бы один шанс из 100 или 1000 на облегчение своей судьбы, и мы должны его предоставить, тем более, если для этого есть юридические основания. Разнообразные потребности человека прямо связаны с эмоциями и окрашены ими.

Среди потребностей, как правило, нет лишних, и удовлетворение одной из них может породить другую, не редко требующую еще больших эмоциональных и поведенческих усилий для успешного ее разрешения. Начало "ломки" у наркомана стимулирует его к употреблению наркотиков, а это, в свою очередь, побуждает его достать деньги для приобретения их. У подозреваемого, проходящего полиграфную проверку, существует первичная потребность - избежать наказания, которая порождает вторую - обмануть полиграф и т.д. Чем больше их социальная значимость, чем меньше вероятность положительного исхода, тем сильнее эмоциональное напряжение. Этим и объясняется тот факт, что получить достоверные результаты на полиграфе при расследовании убийства значительно проще, чем при краже гусей или яблок из соседнего сада. Но эта закономерность не всегда подтверждается на практике.

Например, человек, впервые совершивший кражу, безусловно, испытывает потребность уйти от возможного наказания. В этой ситуации может быть два типа поведения: в первом варианте подозреваемый будет до последнего противостоять сотрудникам правоохранительных органов. Делать все возможное, чтобы избежать расплаты за содеянное. Во втором - после первых же допросов он прекратит активное сопротивление и смирится со своей судьбой. При этом вовсе не обязательно, что лицо со вторым типом поведения станет давать правдивые показания.

Мы видим, что в одинаковой ситуации люди, имеющие приблизительно одинаковую потребность, в данном случае - во избежание наказания, ведут себя по-разному. Почему у одних активное стремление избежать наказания практически прекращается при столкновении с первым же "препятствием", а другие идут до "конца", даже в том случае, если преступление, совершенное ими, практически доказано? Как правило, в основе различия этих типов поведения лежит воля человека, являющаяся особой формой его активности. Воля, как психический процесс, определяет возможность регулирования человеком своего поведения, заключается в том, что человек осуществляет власть над собой и своими эмоциями. Воля, как общая способность сознания направлять поведение, "выражается в сознательных целенаправленных действиях человека".

У волевого человека может возникнуть такая ситуация, когда его поведением начинает управлять не потребность, а сама "личность". Следует иметь в виду что если волевые усилия не контролируются сознанием, то этот процесс переходит в упрямство, наносящее иногда человеку непоправимый вред. При слабо развитой воле, отсутствии навыков к проявлению волевых усилий возможно развитие повышенной внушаемости, не критичности, восприимчивости к влиянию других людей.

При проведении полиграфных проверок эти особенности следует учитывать. При тестировании несовершеннолетних повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, как правило, связаны с особенностями возрастного развития психики, что необходимо в обязательном порядке учитывать при проведении проверок.

Категория: Мои статьи | Добавил: defaultNick (02.06.2013) E W
Просмотров: 1663 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
avatar