ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО
Умственная деятельность человека всегда сопровождается определенным нервно-психическим и эмоциональным напряжением. Величина этого напряжения, а, следовательно, и физиологические сдвиги, обеспечивающие эту деятельность, во многом зависят от объема поступающей информации, ее интенсивности (количество в единицу времени), вероятности тех последствий, которые пытается предугадать человек, степени его заинтересованности в положительномдля него исходе. Общеизвестно, что умственная работа связана с деятельностью головного мозга, а точнее, нервных клеток, находящихся в нем. Усиление мыслительных процессов ведет к увеличению энергозатрат По сравнению с физической нагрузкой эти энергозатраты не значительны. По данным Лемона (1967 г}, мозгчеловека (мужчина весом 75 кг, в возрасте 35 лет) в состоянии покоя, в среднем, расходует около 36 калорий в минуту, что составляет 3% от общих энергозатрат организма. Если подозреваемый в прошлом не совершал криминальных поступков, то его умственное напряжение в предтестовый период и во время тестирования, будет минимальным. Если обследуемый имеет в своем жизненном арсенале криминальное прошлое, то энергозатраты могут быть максимальными. Интенсивная умственная деятельность может привести к увеличению энергозатрат до 40 - 46%. 

Это объясняется тем, что человек с криминальным прошлым, а, тем более, если он все же имеет отношение к расследуемому преступлению, вынужден перерабатывать в мозгу массу информации, чтобы выяснить для себя, почему его задержали, что известно милиции о деталях совершенного им преступления, на чем его будут пытаться "расколоть" и т.д. Каждый вопрос, обсужденный в предтестовой беседе или задаваемый при проведении тестирования, "обрастает" в мозгу обследуемого десятками мыслей, связанных с деталями преступления- Это необходимо подозреваемому для того, чтобы более точно проанализировать поступающую информацию и спрогнозировать применяемую специалистом тактику проверки, выработав при этом наиболее эффективную методику противодействия.

Умственные операции при работе на полиграфе, как специалиста, так и обследуемого относятся Алогическому типу". Они вынуждены принимать решение на основе анализа большого количества логических задач. При умственном труде так называемого "логического типа" большое значение имеет процесс, когда окончательные решения основаны на предварительной обработке целого ряда последовательныхлогических задач. Например, гражданин "М" задержан по подозрению в ограблении квартиры. Перед ним возникает целый ряд вопросов, ответы на которые он хотел бы получить. Логика рассуждений по одной из версий могла бы быть такой. Квартиру он ограбил в 2 часа ночи, соседи в это время спали. Когда он выходил с крадеными вещами, поблизости никого вроде бы не было. Машина его стояла за углом дома, там тоже было тихо, посторонние прохожие отсутствовали. Его логический вывод: видеть, когда он выносил краденое, и его отъезд с места происшествия никто не мог Тогда почему его арестовали? Возможно, "продал" КолькаКосой, но его два дня нет в городе. Возможно, что еще до отъезда Косой рассказал кому-нибудь из своих друзей и т.д. Как видно из этого примера, только для окончательного выяснения причин, почему его нашли и арестовали, подозреваемый должен был проанализировать несколько промежуточныхлогических задач. Поиск та кого решения основан на сложных ассоциациях, базирующихся на знаниях, предшествующем криминальном опыте человека. Многолетняя практика показывает, что когда подозреваемый не знает, что известно сотруднику милиции о расследуемом преступлении, это заставляет его напряженно искать ответы на многочисленные вопросы, выход из сложившейся ситуации. Обследуемый интенсивно "перерабатывает" в мозгу большое количество имеющейся у него информации, базируясь на личном опыте и знаниях его коллег по преступным группировкам, тщательно анализируя новую информацию, полученную во время допросов.

Энергозатраты специалиста при проведении полиграфных проверок не велики, если процедура опроса проходит без осложнений. Когда же обследуемый пытается искажать результаты тестирования и активно противодействует их получению, то энергозатраты мозга специалиста, проводящего обследование, могут возрасти в несколько десятков раз.

Сами энергозатраты при умственной деятельности не всегда являются определяющими. Важным фактором, ведущим к развитию умственного утомления, являются так называемые "побочные" процессы, сопутствующие энергозатратам.

Увеличение умственной нагрузки приведет к изменению объема выделяемого углекислого газа (СО2) до 46%. В свою очередь, чтобы удалить избыток углекислого газа из мозговых тканей, необходимо увеличить его вывод из организма, а это возможно при увеличении объема воздуха, проходящего через легкие. Но транспортным средством для переноса избытка СО2 клегким является кровь, и для решения этой задачи, соответственно, возрастают скорость продвижения крови и ее количество. В увеличении объема циркулирующей в организме крови используется, так называемая, "депонированная" кровь, то есть кровь, находящаяся в физиологическом резерве: в печени, в подкожной клетчатке и т.д.

То, что интенсивная умственная деятельность увеличивает объем крови, протекающей через головной мозг, было известно более 100 лет назад (Moss, 1893 г.). Казалось бы, что любое умственное напряжение должно вести к увеличению частоты сердечных сокращений, однако, на практике это происходит не всегда. Исследованиями Кекчеева (1948) было установлено, что в ответ на кратковременную, но интенсивную умственную нагрузку частота их увеличивается, а на длительную может наблюдаться обратный эффект- снижение. Это обусловлено особенностями реагирования организма на изменившиеся условия. На первом этапе увеличение объема крови, омывающей структуры мозга, обеспечивается частотой сердечных сокращений при относительном постоянстве
объема крови, нагнетаемой в кровяное русло каждым сердечным сокращением. В последующем включаются дополнительные механизмы, значительно увеличивающие сам объем крови при каждом цикле.

Первая фаза - увеличение частоты пульса (сердечных сокращений) с возрастанием умственной напряженности - изучена сравнительно хорошо (А. Егоров, В. Загрядский, 1973 г.). К сожалению, второй этап, когда утомление ведет к снижению частоты пульса, прогнозировать сложно. Это связано стем, что функциональные возможности людей далеко не одинаковы, так же не однозначен и уровень их мотиваций. В каждом конкретном случае, это может сильно повлиять на время перехода из состояния повышенной частоты пульса к его снижению. Умственное утомление обусловлено интенсивной работой мозга, связанной с извлечением из памяти имеющейся информации и сопоставлением ее с реальной действительностью.

Работоспособность мозга можно подразделить на три стадии:

Период оптимальной работоспособности. Этому состоянию обычно предшествуют нормальный сон, хорошие условия рабочей обстановки, включая даже температуру окружающего воздуха. При этом надо помнить, что высокая температура вызывает включение защитных механизмов, ведущих, в конечном счете, к замедлению нервных процессов в организме. Соответственно, это приводит к снижению памяти, умственной работоспособности, возможности адекватно оценивать имеющуюся информацию, к резкому ослаблению мотивационных и волевых механизмов при решении поставленной задачи.

Период неустойчивой компенсации Он связан с нарастающим утомлением, снижением продуктивности умственных процессов, которая еще может быть компенсирована волевыми усилиями, но на короткое время. В этот период наблюдается чувство усталости, снижается объем памяти, внимание становится неустойчивым. Специалист, находящийся в таком состоянии, уже не в состоянии проанализировать весь объем необходимой информации для составления тестов. А сужение поля внимания не позволяет ему адекватно воспринимать и интерпретировать невербальные реакции обследуемого. Формулировка вопросов становится не всегда продуманной до конца, что нередко приводит к получению ошибочных результатов и, соответственно, выводов,

. Период устойчивого снижения работоспособности. Специалистом полиграфа допускаются грубые ошибки уже на всех этапах процедуры тестирования (от сбора материалов и предтестовой беседы до составления тестов и техники проведения опроса). Обычно этому состоянию предшествуют нарушение сна испорченное настроение, нежелание проводить опрос, повышенная раздражительность, болезненное состояние, негативная установка по отношению опрашиваемого. Проводить тестирование в таком состоянии, даже если этого требует обстановка, нельзя ни в коем случае. Вероятность, что вы дадите неправильное заключение, слишком велика. А это не только психическая травма для участника обследования, но и дискредитация метода в целом и вас, как специалиста, в частности.

В решении этой задачи нельзя добиться положительных результатов лишь установлением нормы, определяющей количество обследуемых в день. Начальные стадии утомления могут проявиться уже и при первом обследовании. Безусловно, хороший сон, нормальные условия отдыха в период, предшествующий тестированию, очень важны. Но, к сожалению, реальная жизнь нередко вносит свои коррективы, которых не всегда можно избежать. Часто бывают случаи привлечения к работе специалиста полиграфа, когда сроки задержания подозреваемого заканчиваются. Работать приходится в уплотненном графике, и не остается времени на полноценную подготовку ктестированию и на необходимый отдых. Пребывание подозреваемого в следственном изоляторе, в переполненных камерах также не способствует оптимизации его состояния. Истощение функциональных систем, как специалиста, так и подозреваемого, может привести к быстрому проявлению симптомов психического (умственного) утомления.

Первичные симптомы утомления являются сигналом к прекращению тестирования. В случае если ему подвергается специалист, то высокий уровень его мотивации в успешности завершения тестирования на какое-то время может ослабить негативные последствия утомления. Хотя, как правило, развитие состояния утомления приводит не только к снижению уровня мотивации к проведению обследования, и значительно снижается продуктивность психических процессов, но, что самое главное, - появляется некритичность к получаемым результатам. В связи с высокой ответственностью специалиста полиграфа за представляемые выводы, отсутствием права на ошибку, отношение к своему физическому и умственному состоянию является составляющей профессионализма.

Почти 100-летний опыт человечества в попытках преодоления утомляемости в жизненно важных ситуациях показывает, что если нет условий для прекращения деятельности или организации нормального отдыха, то для повышения работоспособности на какое-то не слишком длительное время можно использовать два высокоэффективных средства:

Первое. Кратковременное переключение деятельности.Процесс кратковременного переключения должен быть не пассивным, а активным. Если вы не специалист по саморегуляции и не владеете приемами релаксации, то эффективность от применения этого метода будет мала. Пассивно отдыхая, вы непременно будете мысленно возвращаться к процедуре тестирования. Наиболее эффективно влияет на восстановление умственных процессов физическая нагрузка. Причем, здесь наблюдается два положительных момента:

а) выполняя те или иные физические упражнения, вы, как правило, вынуждены контролировать их, а не думать о тестировании;

б) физическая нагрузка приведет к резкому увеличению кровотока в организме, а, следовательно, быстрее будут доставлены необходимые питательные вещества в мозг и, самое главное, выведены продукты его деятельности, в частности, углекислый газ. Это будет способствовать восстановлению функциональных возможностей организма. Второе. Искусственная стимуляция

В тех случаях, когда выполнение физической нагрузки невозможно, применяют тонизирующие напитки или препараты, стимулирующие трофическую (питательную) функцию нервной системы. К ним можно отнести кофе, чай, колу, шоколад, какао, изделия из орехов, колы. А также целый ряд фармакологических средств: дибазол, фенамин, невратин, фенатин, аскорбиновую кислоту, китайский лимонник, женьшень и элеутерококк колючий. Часть этих стимуляторов не всегда найдется под рукой, но такие как кофе, чай, шоколад можно найти всегда. Используя стимуляторы для повышения эффективности умственной деятельности на фоне начинающегося утомления, необходимо помнить, что они мобилизуют резервы, обеспечивающие деятельность организма, но, как правило, не восстанавливают их. Через какой-то промежуток времени повторное применение стимуляторов уже не сможет дать положительного результата и вызовет обратный эффект. Реально стимулирующие усиление восстановительных процессов - это препараты, содержащие глюкозу и витамины группы В.

В крайних ситуациях возможно использование и других нестандартных приемов. Известно, что если одновременно поступают несколько раздражителей, ответная реакция будет выражена значительно сильнее. В данном случае наблюдается пространственная суммация сигналов, поступающих по различным сенсорным каналам. Это явление можно использовать как своеобразный стимул при проведении тестирования. Предъявляя информацию через зрительный канал (показывая похищенные предметы), одновременно сопровождая их демонстрацию речевым сигналом. Эффективно использовать это явление возможно в тех случаях, если словесная или зрительная информация, в отдельности, не дают заметных изменений в регистрируемых показателях. Эффект суммирования значимости предъявляемой информации может позволить вам получить положительную реакцию в условиях, когда обследуемый находится в состоянии сильного утомления, и требуется немедленное проведение тестирования. Но надо помнить, что в данных условиях проведение сенсорной стимуляции может привести к перенапряжению, а, следовательно, и к сильному искажению результатов обследования.
Категория: Мои статьи | Добавил: defaultNick (31.01.2011) E W
Просмотров: 2251 | Теги: полиграф, обследуемого, состояние, процессы, детектор лжи | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar