Теория мотивации
Потребность тесно связана с мотивацией Понятие "мотивация" происходит от английского "motivation" - побуждение. "Мотивация - система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности. Такими побудителями могут быть чувства, переживания, идеи, в которых отобразились те или иные (материальные и духовные) интересы и потребности человека" (Логический словарь-справочник. Н.И. Кондаков, Москва, 1975 г.). Таким образом, понятие "мотивация", используемое при проведении полиграфных проверок, является синтетическим, это - комплексная система, в основе которой лежат: теория угрозы наказания и теория активности, условно-рефлекторная теория и информационная теория П. Симонова. Все они определяют уровень мотивации как сложный социально-биологический процесс, накладывающийся, в свою очередь, на функциональное состояние индивидуума. В случае, если человек сильно переутомлен,он не может и не хочет решать какие-либо проблемы, кроме одной -отдыхать. Все остальное - потом. При этом уровень мотивации в решении даже значимых социальных задач будет сильно ослаблен или может быть равен нулю. Поэтому и не рекомендуется проводить полиграфные проверки подозреваемого, находящегося в состоянии крайнего переутомления. , Информационная теория П.В. Симонова, раскрывая внешние механизмы запуска эмоций, не всегда полностью отражала роль в них социального фактора. Отсутствие дефицита информации еще не избавляет человека от сильного эмоционального напряжения. Преступник, совершивший несколько злостных убийств, приговоренный к расстрелу, получивший отказ в просьбе о помиловании, не имеет дефицита информации о своем будущем. Однако желание жить у него может быть настолько велико, что само по себе вызывает сильнейший взрыв эмоционального напряжения. Это далеко не окончательный перечень существующих теорий, лежащих в основе полиграфных проверок. Каждая из них отражает только часть характеристик психофизиологического комплекса, лежащего в основе жизнедеятельности организма, и социальной обусловленности поведения человека. При проведении полиграфных проверок следует помнить о необходимости актуализации мотивационных структур по отношению к результатам обследования. Если человеку абсолютно безразлично обследование, если душой он находится где-то там, за пределом круга исследуемых проблем, вы никогда не получите реакцию на задаваемые вопросы. При проведении серий полиграфных обследований нашим сотрудникам, мы установили; если обследовались лица, для которых судьба полиграфа не была безразлична, то тест на "угадывание" цифр давал положительный результат практически в 100% случаев. Когда же обследовались сотрудники, которым была безразлична проблема полиграфных обследований, и их больше волновали собственные, а основным желанием было - скорей освободиться и вернуться к решению своих производственных задач, то результаты отгадывания цифр и карт был практически нулевой. Это связано с практически полным отсутствием мотивации в отношении проводимой полиграфной процедуры.Итак, рассматривая проблематику проведения полиграфных проверок, мы видим, что в основе уровня мотивации лежит социальная значимость совершенного преступления (проступка), например, возможная мера наказания, который, в свою очередь, зависит от индивидуальных особенностей человека, в том числе и его функционального состояния. Опытным специалистам полиграфа хорошо известны различия в поведении и реакциях подозреваемого, совершившего первое в своей жизни преступление, или опытного рецидивиста, на предъявляемые стимулы. Человек- величайшая адаптационная система. В процессе жизни он может привыкнуть практически ко всему, за исключением своей смерти. В норме, если нет серьезных нарушений психики, при угрозе жизни, защитная реакция будет присутствовать всегда. Убийца, лишивший жизни в течение 3 лет 12 человек и осужденный к высшей мере, за несколько минут до исполнения приговора вел себя отнюдь не спокойно. В состоянии аффекта, он ругался и угрожал, чередуя угрозы со слезами и мольбой о пощаде.Сильнейшее стрессовое состояние при проведении полиграфных проверок можно наблюдать и у человека, непричастного к расследуемому преступлению. В данной ситуации своим коллегам можно пожелать четче провести предтестовую беседу и убедить тестируемый "объект",что полиграф - это серьезный прибор, который практически не ошибается. При этом надо не забывать об использовании при тестировании непрямого метода, определяющего степень осведомленности опрашиваемого о деталях преступления, тогда ошибка может быть сведена к нулю. Психофизиологические реакции, фиксируемые полиграфом, по своему характеру зависят и от индивидуальных особенностей нервной системы опрашиваемого лица. В своей практике мы нередко наблюдаем людей с крайними типами поведения: эмоциональных, взрывных, активно реагирующих на все новое, с повышенной двигательной активностью, либо внешне спокойных, несколько медлительных, заторможенных. Эти внешние проявления определяются особенностями нервной системы человека, т.к. существуют люди с повышенным проявлением эмоционального напряжения и есть их антиподы. В первом случае реакции на значимые вопросы у лиц, причастных к совершению преступления ярко выражены, во втором - проявления реакций относительно сглажены. Психофизиологические реакции организма в процессе проведения полиграфной проверки представляют собой комплексную систему и вычленение из нее каких-либо составляющих не дает исчерпывающего ответа на наличие реального стресса на те или иные вопросы тестов и сведений о механизмах, лежащих в его основе.На наш взгляд, математически этот процесс можно представить в виде следующего равенства: ЭН = УМ + ФСО + ИО, где ЭН - эмоциональное напряжение, УМ - уровень мотивации, ФСО - функциональное состояние организма обследуемого, ИО - индивидуальные особенности нервной системы. Эта формула позволяет объединить практически все существующие теории полиграфных проверок, где реакции человека, связанные с эмоциональным напряжением, выступают как единая, неделимая комплексная система. Таким образом, специалист полиграфа должен рассматривать человека как сложную адаптационную систему, имеющую различные мотивационные уровни и индивидуальные особенности динамики активности различных физиологических подсистем и уметь анализировать не только типологические особенности, но и индивидуальный характер внешних и внутренних реакций. | |
Просмотров: 2939 | | |
Всего комментариев: 0 | |